Инновации , Новосибирск ,  
0 

«Рыбий мех»: Успех стоил нам тысячи экспериментов

Александр Васенев
Александр Васенев
Александр Васенев, директор компании «Рыбий мех», рассказал РБК Новосибирск как делать кеды из горбуши и почему до сих пор не раскрыт секрет рецепта «Кока-колы»

Рыбью кожу обычно отправляют на корм животным или попросту выбрасывают. Представители компании «Рыбий Мех» нашли применения для, казалось бы, ненужного материала. Компания разработала индивидуальную технологию выделки натуральных рыбьих кож, с помощью которой можно получить продукт, схожий по характеристикам с кожей животных тончайшей выделки.

— Александр, знаю, что идея использовать рыбью кожу принадлежит не вам. 

— Да, идея принадлежит ребятам из НГУ. Этот проект мне достался случайно. Изначально я сопровождал его и инвестировал деньги. Потом в моем основном бизнесе дела пошли хуже, и я понял, что больше не могу давать деньги на эти разработки. Предложил приостановить работу до получения гранта. Когда подали заявку и выиграли конкурс Фонда содействия инновациям, ребята сказали, что нашли другую работу и проект им не интересен. В итоге грант дали — 1 млн руб., и проект остался на мне.

— Решили вытянуть его самостоятельно?

— Да. Знаете, я молодость вспомнил, я же химик по образованию. Причем химик отличный. Когда писал дипломную работу, открыл несколько веществ, которых в мире еще никто не открывал. То есть уровень знаний позволят экспериментировать с материалами. Эти знания помогают до сих пор. Например, у нас была часть импортных препаратов для выделки, я нашел способ, как заменить их российскими аналогами, которые в разы дешевле.

— Как вообще удалось получить кожу такого высокого качества?

— Опытным путем. До этого года было поставлено порядка 500 экспериментов, пробовали разные способы. После у нас стала получаться кожа.

Сейчас мы провели уже больше 1000 экспериментов по доработке и добились технологии, которая на 100% устраняет запахи рыбы, сохраняет природные свойства кожи, добавляет уникальные качества и соответствует ГОСТам.

Кроме этого наша технология позволяет создавать широкий ассортимент продукции — разная толщина, разная выделка. Например, если мы используем кожу горбуши, то в итоге можно наполнить, и изначально тонкую кожу рыб сделать толще. Мы научились получить и тоненькую, и толстую кожу. Первая — для перчаток. Вторая— для обуви.

— Ваша продукция довольно дорогая. Чем обуславливается высокая цена, раз материал дешевый?

— Во-первых, сама выделка дорогая. Тут идут совсем другие процессы — не как с обычной кожей. Второе — внешний вид. Наша кожа похожа на змеиную, особенно на питона. Но если сравнивать по цене со змеиной кожей, то кожа рыб все-таки дешевле. Кожа питона стоит примерно 2-3 евро за дециметр, а у нас 1-2 евро.

Рыбья кожа обладает уникальными качествами. От человеческого тепла она начинает растягиваться. То есть, если сделать обувь из рыбъей кожи, она никогда не натрет, потому что принимает форму ноги. В связи с этим очень популярны кеды из этого материала. Дорого — да, но очень удобно. Сейчас мы обсуждаем обувь для детей — они растут, обувь растягивается.

Фото одного из экспериментов по окраске и финишной отделке рыбьих кож розового цвета.

— Планируете патентовать продукт?

— Процесс идет, но нам посоветовали делать не в режиме патента, а в режиме ноу-хау. Разница в том, что в патенте мы должны указать способ получения кожи, то есть наш секрет. В ноу-хау мы только пишем, что знаем способ, как это получить. Кроме того, ноу-хау действует сто лет, патент всего 20 лет. Секрет «Кока-колы» не раскрыт как раз из-за режима ноу-хау.

Вообще наша технология довольно дорогостоящая, и мы ее никому не выдаем. Например, такую наполненную, качественную белую кожу рыб кроме нас в мире не может делать никто.

— Вы принимали участие в венчурной ярмарке. Для чего конкретно вам нужен инвестор?

— Прибыльность проекта очень высокая. По идее, мы можем развиваться достаточно хорошо за счет собственных денег. Поэтому нам нужен не совсем инвестор, а стратегический партнер, с которым мы могли бы выйти на зарубежные рынки. На ярмарке мы искали как раз таких партнеров. В результате на нас вышли представители из Италии, Прибалтики, о нас расскажут китайским инвесторам. В Китае сейчас писк моды — ремни из рыбьей кожи. Я один такой увидел и понял, что кожа тонкая и некачественная. Они не знают, как ее делать более прочной и толстой. А мы знаем, поэтому и хотим на зарубежные рынки.

— За рубежом можно выгодней продать рыбью кожу?

— Конечно. В России мы продаем по одному евро за дециметр — это потолок. На европейском рынке самая низкая цена — 1,5 евро.

— А с региональным бизнесом вы сотрудничаете?

— Во-первых, сырье нам поставляют только региональные производители. Пока у нас объем переработки 40-60 кг в неделю. Это небольшие объемы и нам достаточно региональных поставщиков.

Во-вторых, в плане продаж мы работаем в основном с сувенирщиками. Это изготовление кошельков, чехлов для телефонов, сумочек так далее. Есть планы по работе с более крупными клиентами — фабриками кожгалантереи, но пока на стадии переговоров.

Цветные кожи. Эксперимент по окраске предварительно обесцвеченных рыбьих кож красителями анионного типа, хорошо проникающими вглубь рыбьей кожи.
Цветные кожи. Эксперимент по окраске предварительно обесцвеченных рыбьих кож красителями анионного типа, хорошо проникающими вглубь рыбьей кожи.

— А как у вас с конкуренцией?

— В России всего один производитель делал подобный продукт — в Москве. Но он делал кожу низкого качества, она была похожа на резину. В итоге этот производитель закрылся. Еще была компания в Ингушетии, но последние годы про нее ничего не слышно. По сути все. И самое главное, что мы добились высокого качества, превосходящего конкурентов не только в России, но и в мире.

Компетенция Правила игры и средства защиты: как быть при выездной налоговой проверке
Содержание
Закрыть