Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Правила игры и средства защиты: как быть при выездной налоговой проверке
Материалы выпуска
Попасть в сети: как проникнуть на полки супермаркетов в Новосибирске Решения «Рыбий мех»: Успех стоил нам тысячи экспериментов Инновации Правила игры и средства защиты: как быть при выездной налоговой проверке Экспертиза Крепкие орешки в торговле: как в Новосибирске ищут директоров магазинов Инструменты
Экспертиза Новосибирск,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Правила игры и средства защиты: как быть при выездной налоговой проверке
Выездная проверка налоговой инспекции рано или поздно настигает практически любого директора предприятия. РБК Новосибирск разбирался в деталях вопроса
Фото: msb.khabkrai.ru

НК РФ выделяет два типа налоговых проверок: выездная и камеральная. При камеральной истребуемые документы ИФНС будет проверять у себя, при выездной — у вас в офисе. Выездная проверка — не «маски-шоу», она планируется заранее, назначается при возникновении определенных предпосылок.

РБК Новосибирск создал дорожную карту для предпринимателей, к которым пришла выездная проверка.

1. Читаем извещение

Налогоплательщика о проведении уведомляют извещением, и у директора есть несколько дней (а если повезет, и выходные) чтобы подтянуть все дела и привести бумаги в порядок. В извещении о проведении проверки четко указано, какие налоги и за какой период будут проверять. Важно, что период выездной налоговой проверки — три года, скажем, документы за 2013 год налоговая требовать для изучения уже не может. Также ИФНС при выездной проверке не может повторно проверять один и тот же налог в трехлетней перспективе.

2. Готовим бумаги

После определения списка документов, который инспектор будет запрашивать (он очевидно вытекает из налога и налогового периода) стоит проверить наличие документов, правильность их оформления, печати, подписи, даты. Важно оценить непротиворечивость основных документов, сопоставимость данных, соответствие утвержденным формам. Лучше, если основные документы к проверке будут проверены «свежим глазом», сотрудником, у которого хватит компетенций, чтобы увидеть несостыковки. Бухгалтеры во время работы с документами нередко оставляют различные пометки, которые могут вызвать ненужные подозрения или вопросы.

3. Встречаем гостей

У проверяющих стоит проверить документы и уточнить их полномочия. Согласно п.1 ст.91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении проверяющими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Случается, что в составе проверяющей комиссии приходит, скажем, три человека, а в решении указано два. Тогда третий — лишний, и представители компании имеют полное право не пускать его на территорию.

4. Создаем условия

Для проверяющего лучше создать отдельный кабинет, временно переселив из него сотрудников и убрав из помещения все лишнее. Такая предосторожность сведет к минимуму риски ненужных лишних контактов и снизит нервозность персонала. Лучше, если на коммуникации с проверяющими будут уполномочены несколько сотрудников вокмпании.

5. Выбираем нужный тон

Основные ошибки в общении с инспектором — излишняя нервозность, подобострастие или напротив, попытки панибратства, сопровождаемые «подарочками». Главное — взвешенное общение без лишних подробностей и деталей. Сотрудников строит проинструктировать, чтобы при вызове к инспектору они не сообщали лишние детали. Лучше, чтобы все четко понимали, что они должны сказать по сути дела, и имели устойчивый речевой модуль на все остальные вопросы, к примеру: «Я не смогу ответить на ваш вопрос. Его лучше адресовать моему руководству». При этом необходимо понимание, что налоговые инспекторы — люди, которые находятся «не на своей» территории и хотят выпить кружку горячего чая, разогреть обед, подточить карандаш.

6. Своих не выдаем

Обязанности налогоплательщика определяются статьями 21 и 23 НК РФ. Представители проверяемой компании обязаны: представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; не препятствовать законной деятельности должностных лиц при исполнении ими своих служебных обязанностей. В статье есть пункт, обязывающий налогоплательщика «предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ». При этом какая информация является необходимой, определяет сам проверяющий.

Общие правила: документы, которые вас попросят предъявить, должны относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится. Налоговики не вправе требовать документы, которые уже представлялись в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.

По словам экспертов РБК Новосибирск из числа новосибирских компаний, распространена ситуация, когда проверяющий просит составить определенные сводные таблицы, предоставить данные в виде файла и так далее. Проверяющие не имеют права требовать этого, такие просьбы незаконны. Еще один важный момент — если проверяющие запрашивают документы, необязательно предоставлять их сразу же. Это можно сделать в течение 10 рабочих дней после получения требования о предоставлении документов.

Отказ проверяемого от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность согласно п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Отсутствие первичных документов является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, за которое предусмотрена ответственность в виде штрафа, от 10 до 30 тыс. руб. Если это непредоставление повлекло занижение налоговой базы — штраф составит до 20% от суммы неуплаченных налогов, но не менее 40 000 руб.

​Наталья Побойкина — управляющий партнер ЮК «Туров и Побойкина-Сибирь»

— Внедрение электронных сервисов АСК НДС-2 и АСК НДС-3 фактически изменяет порядок проведения налоговых проверок. Теперь сбор основной информации проводится в автоматическом режиме без выезда к налогоплательщику. Скоро в режиме выездной проверки будет осуществляться лишь сбор доказательств о тех фактах, которые уже и без того известны налоговым органам.

ИФНС приводит факт, что в прошлом году доначисления по результатам выездных проверок в среднем составили 13,7 млн.руб. на одну компанию, в 2015 г. этот показатель был практически на 5 млн. руб меньше. И все это на фоне снижающегося количества выездных проверок: с 30,7 тыс. в 2015г, до 26,0 тыс. в прошлом году. Из общей суммы доначислений основная доля падает на НДС (209,1 млрд. руб) и налог на прибыль (135,5 млрд.руб).

7. Уточнять не торопимся

Если в процессе выездной проверки предприниматель обнаруживает ошибку в поданных декларациях, спешить со сдачей уточненки эксперты не советуют. Поводов для этого несколько: во-первых, не факт, что проверяющий найдет эти ошибки, или найдет их все. Во-вторых, найденная некрупная ошибка может стать результативной для представителей ИФНС, и они могут пропустить более серьезные недочеты. При этом если предприниматель знает, что за ним числится недоимка по налогу (тот же НДФЛ), лучше максимально сократить ее во время проведения проверки: сумма долга, от которой будет считаться 20-процентный штраф, фиксируется на момент окончания проверки.

7. Сколько терпеть

По общим основаниям выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух календарных месяцев, однако в ряде случаев этот срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Проверка может быть приостановлена на срок истребования документов, проведения экспертиз.

8. Справка и акт

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий делает справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки проведения. Второй документ — акт проверки с указанием в нем найденных нарушений и рекомендаций по их устранению. Иногда эти документы предоставляются налогоплательщику в одно и то же время, иногда сначала справка, потом акт. Нюанс здесь в том, что после предоставления справки проверка считается завершенной, и истребовать в рамках этой проверки дополнительные документы налоговая уже не имеет права. Акт может быть предоставлен в течение двух месяцев после окончания проверки.

Бывает, что руководители отказываются подписывать акт выездной налоговой проверки на основании несогласия с фактами, в нем изложенными. Подпись налогоплательщика на акте свидетельствует лишь о получении экземпляра документа, а не о согласии с его содержимым.

За 2016 год сотрудниками Федеральной Налоговой Службы было проведено 24 879 выездных проверок, и только в 209 случаях нарушений не нашли.

9. Решение

При несогласии с фактами и выводами налогоплательщик в 30-дневный срок должен подготовить в налоговый орган возражения и документы, подтверждающие обоснованность возражений. После этого в срок не более 10 дней руководитель ИФНС рассматривает материалы проверки, документы, представленные налогоплательщиком, и выносит решение по результатам налоговой проверки.

10. Пишем жалобы и снижаем штрафы

Порядок обжалования результатов проверки в последнее время был изменен законодателями, — введен обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Такой порядок имеет ряд преимуществ — не надо платить пошлину, нет такого длительного срока рассмотрения жалобы, как в суде, когда решение вопроса может тянуться годами.

Первое. Налогоплательщик, не согласный с результатами выездной или камеральной проверки, вправе, не подавая возражения на акт, сразу направить жалобу на решение инспекции в вышестоящий налоговый орган (в Новосибирске это Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области на Каменской, 49).

Есть два типа жалоб — апелляционная и обычная. Срок вступления в силу решения о привлечении к ответственности составляет месяц со дня вручения этого решения проверяемому. Если налогоплательщик успевает за месяц обжаловать данный акт, он считается оспоренным в апелляционном порядке. Если в течение месяца решение не было оспорено, оно вступает в силу и налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных платежей.

Начавшаяся процедура взыскания не означает невозможность обжалования решения. Налогоплательщик может подать жалобу на вступившее в силу решение в течение года после прохождения проверки, и даже в случае пропуска указанного срока по уважительной причине, Решение по жалобе на решение о привлечении к ответственности принимается региональным управлением в течение месяца со дня получения жалобы.

Важно, что в случае обжалования вступившего в силу решения исполнение решения, то есть принудительное взыскание доначисленных платежей, может быть приостановлено (ст.138 НК РФ).

«Исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено по заявлению лица, подавшего эту жалобу, при предоставлении им банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению».

При составлении жалобы надо изучить арбитражную практику и найти все способы снижения сумм санкций. Так, налоговики часто выставляют несколько штрафов за одно нарушение: за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и за неполную уплату налогов (ст. 120 и 122 НК РФ). Это является незаконным. Второй момент — когда за одно и то же нарушение по закону может быть применено два штрафа с разными суммами, ИФНС обычно выставляет больший, а налогоплательщик может просить о применении меньшего.

Третий способ снижения сумм штрафов — смягчающие обстоятельства. К перечню смягчающих вину обстоятельств относят совершение правонарушения впервые, убыточность организации, социальную значимость деятельности компании, несоразмерность применяемых санкций допущенному правонарушению и тд. Налоговым кодексом установлен открытый перечень, благодаря которым сумма штрафа может быть уменьшена судом как минимум в два, а то и в десять раз (п. 3 ст. 114 НК РФ).