Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Телемедицина: перспективы и последствия «врачей по скайпу»
Материалы выпуска
Олег Иванинский: Наших людей один на один со здоровьем оставлять нельзя Рынок Решения: когда и зачем стоит прибегать к услугам зарубежной медицины Решения Красота: сколько стоят инъекции ботокса и диспорта в Новосибирске Инструменты Телемедицина: перспективы и последствия «врачей по скайпу» Решения В России проходит акция «Не жди дедлайн» Пресс-релизы
Решения Новосибирск,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Телемедицина: перспективы и последствия «врачей по скайпу»
В России приняли закон, который позволит врачам дистанционно консультировать пациентов, выдавать заключения, справки и рецепты. РБК Новосибирск разбирался в вопросе
Фото: pixabay.com

Законопроект разрешает консультации медиков между собой, а также «дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента». Однако главное — постановка диагноза через удаленный доступ осталась за рамками закона. Дополнительно в законе прописали, что телемедицинская помощь должна соответствовать медицинским стандартам, а на информацию, полученную в ходе таких консультаций, распространяется врачебная тайна и законы о персональных данных.

По словам Александра Абдина, управляющего партнера санкт-петербуржской клиники «Евромед Клиник», новшества, предложенные в первом чтении, исчезли из законопроекта: «В результате мы лишь узаконили повсеместную практику. В первом варианте законопроекта предлагалось узаконить оказание телемедицинских услуг по полному циклу. Грубо говоря, общение пациента с врачом с первой консультации до окончательного контрольного приема должно было происходить онлайн. Теперь назначение лечения дистанционно может происходить только после личного посещения врача пациентом»

Фото: pixabay.com

По опросу российских врачей, проведенному исследовательской компанией MAR CONSULT, половина опрошенных врачей к телемедицине относятся положительно. Чуть больше трети — отрицательно. Среди плюсов медики отмечают мобильность, доступность услуг, возможность оперативного консультирования для корректировки назначенного очно курса лечения, проведения консилиумов. Аргумент докторов, выступающих против телемедицины — это повышение риска врачебных ошибок в связи с трудностями заочного консультирования, отсутствием возможности осмотреть пациента, недостатком информации о пациенте.

«Постановка диагноза должна осуществляться только при личном осмотре, — уверен министр здравоохранения Новосибирской области Олег Иванинский. — Врачи говорят, что больного надо потрогать и посмотреть. План обследования, корректировку лечения можно назначить удаленно, а диагноз ставить надо лично».

РБК Новосибирск оценил, что может телемедицина и какие проблемы возникают на этом пути.

1. Спланировать предварительный план обследования.

Экономия времени врача и пациента, особенно в случае, если пациент — иногородний, возможность принять большее количество пациентов — несомненный плюс удаленных консультаций.

«На наш взгляд телемедицина — это уже не будущее, а настоящее современной медицины», — считает и.о. начальника отдела организации клинической деятельности Биомедицинского центра им. ак. Е.Н. Мешалкина Леонид Топорков.

У пациентов новосибирской клиники Мешалкина есть возможность провести дистанционную консультацию с врачом, отправив на одноименный раздел свои медицинские документы в электронном формате. По истечении 10 дней специалисты клиники выносят заключения.

По статистике клиники Мешалкина, только за прошлый год в медицинском учреждении было проведено около 26 тыс. таких консультаций. За первый квартал этого года проведено уже 12 тысяч дистанционных консультаций. Как отметил Топорков, в особо сложных случаях врачи клиники проводят консультации в формате телеконференцсвязи с врачами других лечебных заведений. В этом году проведено уже 49 таких консультаций.

2. Скорректировать план лечения после его назначения

Удаленный способ консультаций с учетом экономии времени может сделать лечение более точным, адресным. Не секрет, что в нынешней ситуации вечной нехватки времени у пациентов люди редко ходят корректировать курс лечения, даже если препарат не совсем «пошел» или результат лечения вызывает дополнительные вопросы.

Перевод части приемов у врача в формат телемедицины, — повторные консультации, закрытие больничного листа, получение результатов анализов — выгодны структурам добровольного медицинского страхования, так как сокращают число визитов в больницу, но может быть скорее неприятным явлением для частных клиник.

«Коммерческое здравоохранение абсолютно не заинтересовано в телемедицине «после», потому что за телемедицинскую консультацию не представляется возможным брать больше 500 руб.», — считает руководитель проекта «Здоровье Mail.ru» Евгений Паперный. Отсюда можно предположить, что врачебные приемы могут вскоре стать дифференцированными по цене: те встречи, на которых врач ставит диагноз и назначает лечение будут стоить дороже.

При этом часть медицинских заведений телемедицинские по сути услуги уже оказывала, именуя их не медицинскими, а информационными. После принятия закона предварительные и корректирующие лечение консультации могут быть удаленными. Вскоре на сайте клиник появятся свод правил — дисклеймер, в котором будут подробно разъяснены права и обязанности пациента, ответственность клиники. Скорее всего, частные медицинские компании постараются максимально оградить себя от возможных юридических исков.

3. Поддержать, проконсультировать, научить пациента

«Можно понижать тревожность пациентов в случаях, связанных с детьми, — рассказывает директор агентства «МедАссистанс», исполнительный директор ассоциации руководителей медицинских организаций Сибири Елена Бобяк. — Можно давать экстренные рекомендации — как действовать, чтобы продержаться до приезда скорой помощи».

Бобяк указывает на еще одно направление развития телемедицинских услуг — обучающие мероприятия для пациентов и их родственников. «Допустим, человек попал в ДТП и оказался в инвалидной коляске — вопросов возникает великое множество, — говорит Бобяк. — И о многом ни пациент, ни его родственники даже не догадываются».

4. Провести консилиум, совещание

И то, и другое в медицинской сфере уже давно привыкли проводить удаленно. По сути, закон подводит правовую базу под то, что давно уже было принято, использовалось и приносило плоды.

«Цифра давно в жизни работает, — комментирует перспективы министр здравоохранения Новосибирской области Олег Иванинский. — Мы перестали собирать очные совещания, мы подключаем скайп и совещаемся, проводим консилиумы»

Проблемы и сложности

Директор юридической компании «Дубровская и Плеханова» Людмила Плеханова уверена принять закон — это одно, а обеспечить его исполнение со стороны Минздрава — это совсем другое: «Существует множество нюансов, которые сложно соблюсти. Положительный эффект возможен в том случае, если Минздрав примет все подзаконные акты, необходимые для реализации этого закона».

Ряд сложностей на уровне внедрения «на местах» обозначает Иванинский.

«Мы поговорили по скайпу, а как в карту занести? Как оплатить труд доктора? Все более глубокое проникновение информационных технологий в нашу жизнь — общая тенденция, в медицине свои тонкости, — уверен спикер. — У нас нет ключей ЭЦП для всех врачей, они стоят достаточно недешево. Надо предусматривать возможности кибератак, хакерства»

Перспективы далекие и близкие

Интерес к телемедицинским услугам проявляют большое число крупных компаний. Так, в рамках стратегии принятой «Ростелекомом», компания намерена активно заниматься развитием телемедицины и скоро ​планирует презентовать свою разработку в области телемедицины. «Надеемся, что скоро мы сможем представить мониторинг и контроллер здоровья, который можно будет предоставить врачам, — пообещал президент госоператора. — К примеру, его можно будет использовать, когда человек спит».

Директор по юридическим вопросам Фонда развития интернет-инициатив Искендер Нурбеков рассказал РБК, что закон в том числе может привести и к переходу части российских пациентов на китайский международный сервис Retail Alibaba, который запустил первый сервис медицинской диагностики на базе искусственного интеллекта. «В ближайшие несколько лет можно ожидать существенный отток россиян в зарубежные телемедицинские сервисы наподобие Alibaba», — заявил Нурбеков.

По оценке Сбербанка, объем рынка цифровой медицины составит к 2020 году 150–180 млрд руб. Недавно Сбербанк купил сервис онлайн-записи к врачам docdoc.ru, который называют иногда «Uber для врачей». Как сообщил первый зампред правления банка Лев Хасис, на базе этого актива Сбербанк не планирует ограничиваться только онлайн-записью к врачам. «Надеемся, что эта компания станет той платформой, которая нам позволит со временем, по мере совершенствования законодательства, предоставлять не только услуги записи к врачу, но и другие цифровые услуги», — заявил Хасис.