Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Андрей Буслаев: Новосибирск — это бездарно не используемый бренд
Материалы выпуска
Андрей Буслаев: Новосибирск — это бездарно не используемый бренд Решения Новостройки Центрального района Новосибирска: цены, факты, тенденции Рынок Квартира «в десятку»: чем манят покупателей застройщики дорогого жилья Экспертиза Продажа квартиры: как выставить цену правильно Инструменты
Решения Новосибирск,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Андрей Буслаев: Новосибирск — это бездарно не используемый бренд
Андрей Буслаев, главный архитектор компании Buslaev Architects рассказал РБК Новосибирск про диктат застройщиков и городские бренды, которые рождаются на глазах
Андрей Буслаев - новосибирский архитектор, глава Buslaev Architects. В числе проектов компании, например, интерьеры нового корпуса НГУ. Сам Буслаев называет себя убежденным неомодернистом и «enfant terrible» новосибирской архитектуры

—Какие основные проблемы можно выделить в градостроительстве Новосибирска?

—Перечислять можно долго: чересполосица промышленных и жилых территорий, растянутость и нехватка коммуникаций, дисбаланс между окраинами и центром. Последнее, кстати, проявляется в практическом отсутствии культурной инфраструктуры на периферии. Я имею ввиду, что вся городская жизнь сосредоточена в трех центрах — по Красному проспекту, по проспекту Карла Маркса и в Академгородке. Все!

Есть и другие проблемы — коррупционная составляющая в градостроительной политике, некомпетентность городских властей и фатальная зависимость от федерального финансирования, подмена экспертных решений политическим популизмом.

—А градостроительные регламенты часто нарушаются?

—Тут я бы ответил вопросом на вопрос — а часто ли они соблюдаются? И есть ли они в работающем виде? То есть в таком виде, который нельзя было бы оспорить в суде? Вот мне кажется, что нет.

—С исторической точки зрения какие были допущены ошибки при градостроении в Новосибирске?

—Я считаю, никаких. Место выбрано исключительно удачно, что и показало последующее развитие города. Разве что про радон тогда не знали. Если бы знали, возможно, геометрия города была бы другой — сегодня фактически основная часть города представляет собой «гиблое место» по геологическим причинам.

Новосибирск был построен на земле, которая постояно выделяет радиоктивный газ радон. Это связано с тем, что под землей располагаются гранитные плиты с высоким высоким содержанием природного урана и дочерних продуктов распада. В августе 2015 года сеть супермаркетов «Мария-Ра» отказалась платить мэрии за аренду участка, расположенного на ул. Объединения. Оказалось, что там опасное количество радона. Но поскольку этого вещества в городе очень много, мэрия ситает такие места вполне подходящими для супермаркета.

—А в целом, как градостроительство повлияло на экологию?

—Думаю, всем понятно, что у города проблемы с экологией. В частности, я говорю про проблемы с пылью и озеленением — это связано с плохо спроектированной дорожной сетью, низким качеством инженерного благоустройства и несоблюдением нормативов.

—Архитектор Александр Ложкин заявлял, что Новосибирск слишком «рыхлый» и его нужно уплотять? Согласны?

—Абсолютно так. Согласен. Нужно остановить бесконтрольное расползание территорий и инфраструктуры. В основной части города уйма возможностей для развития.

—Сейчас наблюдается тенденция децентрализации городского пространства. То есть люди в своих микрорайонах должны не просто ночевать, но и работать, развлекаться и так далее. Насколько актуальна такая тенденция?

—Не могу подтвердить, что тенденция прямо заметная. Есть брожение умов на эту тему и отдельные активисты, которые пытаются что-то делать. Это заслуживает внимания и помощи. Но нельзя назвать это тенденцией. Основная масса людей ждет пока, что само как-то все сложится, «власти должны» и тому подобное. А само не сложится, и власти не помогут.

—А вообще такой принцип жизнеспособен?

—Жизнеспособен в естественно сложившихся коммьюнити. Например, в Академгородке, в старых ядрах города, где есть местные лидеры. В «крольчатниках», типа новых периферийных микрорайонов, рассчитанных на продажу жилья низкого качества приезжим вместо постоянных горожан, есть угроза полноценной геттоизации с сопутствующими язвами: преступностью, социальной деградацией и тому подобными проблемами.

—В Новосибирске есть несколько примеров реализации перехватывающих парковок, но реальной эффективности от них незаметно. Нужны ли они?

—Просто еще не выработалось культуры пользования ими. Конечно же, нужны. Просто муниципальная парковка небезопасна и сомнительна для автомобилиста, в городе проблемы с безопасностью авто, вот люди и опасаются использовать перехватывающие. Парковки в ТЦ ведь используют с удовольствием! Плюс неразвитость сети метро и убогий общественный транспорт, который нужно реформировать.

В прошлом году мэрия Новосибирска хотела реализовать проект платных парковок. Согласно этим планам, более 10 тыс. парковочных мест должны были стать в городе платными. Оплатить парковку будет возможно через телефон, паркомат или терминал. В целом этот проект, согласно выводам департамента транспорта, увеличит скорость движения транспорта на 15%, а также снизит количество нарушений правил и аварий при парковке до 60%.​

—Какая у них альтернатива?

—Нужно больше частных парковок и в центральной части города нужны многоэтажные автоматизированные парковки, в перспективе это было бы выгодно, как инвесторам, так и властям.

—В Новосибирске много долгостроев, которые стали уже «вечными». Например, здание «Туриста» — что с этим делать?

—Новосибирск — это быстро разивающегося капиталистический город, поэтому такая проблема актуальна для него. Нет однозначного ответа на вопрос «Что делать?», который бы учитывал все плюсы и минусы. Мое профессиональное мнение — нужно выкупать здание у владельцев и сносить, расчищая место для нового и современного. Либо для зелени и скверов, например, в случае площади Маркса или некоторых карманов городских проспектов.

Строительство гостиницы «Турист» на площади К.Маркса началось еще в 1968 году. Это здание задумывалось как будущий главный отель левобережья. К началу 1980-х гг. монтаж здания был завершен, но внутренняя отделка так и не началась. С тех пор «Турист» известен в Новосибирске как самый долгий недострой Новосибисрка.

—Один из принципов нового урбанизма — пешеходная доступность всего в городе. Возможно ли это реализовать в городе такого масштаба?

—Если найти инвестиции для высокоэффективного городского транспорта, вроде метро или скоростного трамвая, то конечно же, возможно, причем в довольно быстрые сроки. Быстрее, чем многим кажется.

—Брендинг мест — тренд урбанистики. Как у Новосибирска с этим?

—Новосибирск сам по себе давно бренд, просто бездарно не использующийся. Плюс прямо на наших глазах формируются несколько новых. Например, улица Ленина в качестве пешеходной. Или технопарк Академгородка, благодаря инновационной архитектуре. Парк «Городское начало», улица Фабричная с новыми объектами вроде дизайн-центра «Мельница». Само собой, практически региональные ТЦ типа «Ауры» и «Меги», куда едут на шоппинг из соседних городов.

Бескомпромиссно футуристический образ
. Технопарк Академгородка мог выглядеть по другому: по проекту мастерской Андрея Буслаева комплекс Технопарка мог бы быть построен в виде трех 12-этажных яиц и дома-«дирижабля». В блоке Буслаев называл проект «Яйца судьбы» и сообщал, что кроме метафорического образа важное значение имеет архитектурно-строительная аэродинамика: «Яйцо — оптимальная форма для обдувания ветром и сокращения инфильтрации холодного воздуха... Отсутствие кровли, специальные фасадные решения минимизируют проблемы эксплуатации «яиц» даже по сравнению с обычными «коробками».

—Как избавить город от неоднородности и пестрости?

—А зачем? Жизнь пестра и разнообразна по определению. Нужно убирать мертвое, долгострои, плохую ненормативную архитектуру. Нужно убирать безликость и безобразность. Это возможно при уходе от существующего сейчас лоббизма и диктата застройщиков и внедрении системы архитектурных конкурсов с привлечением лучших архитектурных сил, в том числе со всего мира.

—А на чей опыт Новосибирску лучше всего опираться, чтобы город стал лучше?

—Я считаю, не надо опираться на чужой опыт. Хорошо там, где нас нет. Нужно начинать жить своим умом. Умом!