Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Интервью: лучшая защита для бизнеса – постоянство в законах
Материалы выпуска
Малый бизнес в госзакупках: эксперты о проблемах и секретах успеха Инструменты Школа ритейла: новосибирских предпринимателей учат, как «встать на полку» Решения Интервью: лучшая защита для бизнеса – постоянство в законах Рынок Мэр Анатолий Локоть: У Новосибирска большой потенциал в сфере инвестиций Инновации В Новосибирске пройдет форум по повышению производительности компаний Инструменты
Рынок Новосибирск,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Интервью: лучшая защита для бизнеса – постоянство в законах
Какие льготы предоставляет государство бизнесу и что предпринимателям нужно знать для защиты своих законных прав РБК Новосибирск рассказал Кирилл Чемарев, руководитель бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов

— Кто защищает интересы бизнеса и чем Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов отличается от других аналогичных структур?

— Правовую поддержку предпринимателям оказывает Уполномоченный по защите прав предпринимателей на федеральном уровне и в регионах. Также на всех уровнях прокуратуры действуют межведомственные рабочие группы и общественные советы, куда приглашаются предприниматели для обсуждения и разрешения своих проблем. Крупные юридические компании иногда оказывают услуги pro bono, то есть без взимания платы. Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов также оказывает бесплатную юридическую поддержку для бизнеса, работая вместе с институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей и правоохранительными органами. Еще один способ защиты прав и интересов бизнесменов — создания объединений и профессиональных ассоциаций. Это такого рода самозащита бизнеса. Плюсы здесь в том, что зачастую запросы бизнеса не ограничиваются лишь юридической консультацией. Часто обращаются с инициативами по совершенствованию законодательства, а такие предложения мы обрабатываем на месте из-за чего пропадает эффект «глухого телефона» при их передаче. Обращения касаются и «бизнесовых» вопросов. Тогда мы подключаем наше сообщество предпринимателей «Опоры России» для того, чтобы подсказать, направить предпринимателя в нужное русло. Ведь не всегда все решается претензиями, жалобами и исками. Бизнесмен может отстать от рынка и, испытывая финансовые сложности, видеть только административные барьеры на пути своего развития. Вот тогда-то и помогают советы по спасению бизнеса опытных предпринимателей — членов «Опоры России».

— За последний год количество обращений с жалобами увеличилось в полтора раза. Однако до логического завершения по-прежнему доходит лишь одна жалоба из пяти. Какова причина столь резкого увеличения количества обращений в этом году?

— Количество обращений растет, в том числе, в связи с часто изменяющимися законами. Многие просто не успевают подстроиться под новые реалии. Я же вижу и такую причину увеличения обращений, как работа Бюро по освещению возможности получить бесплатную юридическую поддержку для неопределенного круга предпринимателей. Нередко положительному решению вопроса препятствует необходимость новых подходов со стороны органов исполнительной власти, особенно это заметно по контрольно-надзорным органам (КНО), когда административная реформа повернула их лицом к малому и среднему бизнесу, концептуально заложила именно партнерское и сервисное отношение к нему.

— За последние два года количество проверок юрлиц и предпринимателей со стороны контролирующих органов сократилось на 11 тысяч. О чем, на Ваш взгляд, это говорит?

— Данный тренд связан с контрольно-надзорными каникулами и реформой контрольно-надзорной деятельности. По мере прохождения реформы КНО должны отойти от «палочной» системы к системе «сервиса». Психологически для сотрудников органов контроля, которые всю сознательную трудовую жизнь безапелляционно выписывали штрафы предпринимателям, стать сервисом и партнером сложно, но таковы реалии. Реформа запущена, риск-ориентированный подход к проверкам внедряется и теперь предприниматель, не представляющий реальную техническую и практическую угрозу для жизни и здоровья людей находится «под крылом» новых правил.

— Такая тенденция наблюдается только в Новосибирской области, или в других регионах тоже?

— По всей стране. Указанные причины касаются всех регионов без исключения. Открытое правительство ежегодно формирует рейтинг КНО по итогам опросов бизнесменов, обычных граждан, анонимных опросов самих сотрудников органов контроля. Также Агентство стратегических инициатив (АСИ) в KPI всех регионов внесло снижение нагрузки от регуляторики, касающейся малого и среднего предпринимательства. Теперь анонимные обращения о нарушениях перестали рассматриваться КНО. Часто такие кляузы не находили своего подтверждения, просто нервировали предпринимателя и часто являлись инструментом недобросовестной конкуренции.

— За 9 месяцев текущего года прокуратура Новосибирской области защитила права почти 4тыс. предпринимателей и юрлиц. На что чаще всего жалуются предприниматели?

— Жалобы, в основном, связаны с контрольно-надзорной функцией госорганов. Проверки, их содержание и частота, и как следствие — штрафы. Статистика показывает: число внеплановых проверок сократилось, однако сумма наложенных штрафов на предпринимателей возросла. В связи с этим Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов «Опоры России» занимается мониторингом применения ст. 4.1.1. КоАП РФ, где законодатель предусмотрел возможность замены штрафа предупреждением, при условии, что нарушение предприниматель допустил впервые. Это, во-первых, справедливо по отношению к предпринимателю, а во-вторых, характеризует изменения подходов самих органов контроля и надзора. Практика применений данной нормы ляжет в основу будущих кадровых преобразований в контрольной сфере.

— С какими вопросами, помимо нарушений законных прав, новосибирские предприниматели чаще всего обращаются к Вам?

— Сейчас у многих предпринимателей нет денег, чтобы нанять штатного юриста или оплачивать внешнее юридическое сопровождение. Поэтому обращаются по разным вопросам. За последний квартал участились обращения за консультацией по договорам аренды от предпринимателей, ведущих свою деятельность в больших торговых центрах. Много бизнесменов, работающих в интернете, хотят привести свои сайты и контент на них в соответствие с действующим законодательством.

— Как часто и на что жалуются предприниматели, работающие в сфере госзакупок?

— В связи с общей непростой ситуацией с расчетами со стороны государственных и муниципальных заказчиков в системном режиме к нам обращаются на стадии контракта, то есть по выигранным торгам, на отказ оплаты выполненной работы со ссылкой на отсутствие финансирования. На этой стадии очень часто госзаказчик чинит препятствия в принятии результатов работ, чтобы выкроить время, так как запланированных денег на контракт уже нет. На стадии торгов часто жалуются на необоснованное укрупнение закупки, несоответствие информации в извещении с приложенными документами, установление излишних требований к участникам по конкретному извещению о закупке, чем ограничивается круг участников. Здесь нам помогает Генпрокуратуры РФ, которая вместе с нами отрабатывает эти обращения. Есть позитивные примеры. Одно из новосибирских негосударственных образовательных учреждений, обучившее чиновников из Хакасии, более 4 месяцев ожидало оплаты. После нашего вмешательства и подключения органов прокуратуры вопрос разрешился в течение недели.

— В чем основная ошибка обращающихся за помощью?

— Несвоевременность. Часто вопрос запускают на самотек, а обращаются, уже находясь близко к точке невозврата. В случае с проверкой КНО — после вступления в силу постановления об административном правонарушении. Необходимо знать, что КНО в своей деятельности обязаны быть максимально прозрачными, открытыми. Планы проверок публикуются на их официальных сайтах, надо самим отслеживать возможный визит инспектора. Если предприниматель заранее знает о предстоящем визите и у него есть сомнения в соответствии его обязательным требованиям, необходимо на этой стадии обращаться за консультацией, разъяснениями

— Что нужно знать предпринимателям, чтобы суметь защитить свои права от неправомерных действия чиновников и представителей контролирующих органов?

— Я рекомендую знать обязательные требования, предъявляемые к конкретной сфере, в которой предприниматель осуществляет свою деятельность. Необходимо также ознакомиться с положениями Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» № 294-ФЗ. И самое главное — это то, что любое решение чиновника или представителя КНО надлежит оформлять письменно и знакомить предпринимателя с его содержанием. В свою очередь, предприниматель может быть не согласен с таким решением и обжаловать его соответствующим образом. Но важно не пропустить срок. Новым инструментом в помощь предпринимателю является Проверочный лист, в котором четко прописан объем и содержание проверки, выйти за предел которого представитель контролирующего органа уже не вправе при осуществлении проверки. С 2018 года многие проверки начнут переход в онлайн-режим и визит «дорогого гостя» — контролера — на предприятие начнет уходить в историю предпринимательства.

— На Ваш взгляд, насколько в Новосибирской области претворяется в жизнь просьба президента России «не кошмарить бизнес»?

— Если смотреть на ситуацию со стороны прохождения реформы контрольно-надзорной деятельности, то полностью претворяется. Однако есть и проблемные места. Например, служба Финмониторинга. В процессе осуществления такого вида надзора обычные банки могут блокировать операции по счетам предпринимателей. Зачастую блокируется не конкретная операция, а весь счет. Бизнес без использования денежных средств на счете на протяжении непродолжительного отрезка времени «вылетает» с рынка и становится несостоятельным. Проблема в том, что из-за недобросовестных предпринимателей, которые действительно совершают сомнительные операции по счетам, страдает нормальный бизнес. Банк не разбирается досконально с каждым, автоматика выдает результат, счет блокируется, запрашивается огромный перечень документов от владельца счета в крайне короткий срок, после предоставления документов ничего не происходит, а предлагается счет закрыть, денежные средства перевести в другой банк за высокий процент:10-30% по рынку банковских услуг. Банки не борются с «серым» бизнесом, они устанавливают повышенные тарифы за проведение сомнительных операций. Поскольку соблазн заработать на операционном обслуживании велик — у банка этот вид дохода всегда был не на первых местах — сомнительными становятся уже самые обычные операции. Не выполняется основной смысл законодательства по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.

— На Ваш взгляд, какие нормы законодательства стоит исправить для более качественной работы предпринимателей?

— Сложный вопрос. Хотелось бы сместить односторонний порядок действий по финмониторингу в сторону диалога, чтобы бизнес мог транслировать до регулятора свои претензии, инициативы, а оттуда была бы обратная связь; чтобы предприниматель мог в досудебном порядке обжаловать действия банка, например. Этих механизмов пока нет. А, вообще, мнение бизнеса такое — «не надо так часто, как это происходит сейчас, менять законодательство, мы под него подстроимся и дадим рост экономике».

Если ваши права нарушены и вам нужна помощь — обращайтесь в Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опоры России»