Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте rbcplus.ru в белый список. Как это сделать.
Виктор Толоконский: «Человек без репутации вести за собой не может»
Материалы выпуска
Виктор Толоконский: «Человек без репутации вести за собой не может» Экспертиза Группа компаний: как избежать рисков доначисления налогов Решения Разворот к малому бизнесу: семь актуальных трендов в маркетинге Рынок Владимир Якуба: о продажах а-ля «Звездные войны» и комфортных наказаниях Инструменты
Экспертиза Новосибирск,
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Партнер статьи:
Виктор Толоконский: «Человек без репутации вести за собой не может»
О моральных стержнях, парадоксе перехода бизнеса в госслужбу и идеальных управленцах — в интервью главного советника мэра Новосибирска, советника Высшей школы госуправления РАНХиГС Виктора Толоконского.

Как вы представляете идеального управленца?

— В России всегда был дефицит управленцев, но понимание того, идеального образа, так и не сложилось. Раньше мы такие кадры специально не готовили, а брали, так сказать, из жизни. Я убежден, что это правильный подход, — нужно искать активного человека, который проявляет себя в социальной и профессиональной жизни. Это может быть и врач, и инженер. Плюс важна репутация.

Однажды я писал заключение по одной проблеме и указал, что надо провести независимую оценку репутационных экспертов. Меня спросили: зачем слово «репутационные»? Вроде как достаточно независимых. Но эксперт может быть неизвестен или непубличен. Именно репутацией он подтверждает, гарантирует качество своего заключения.

Вообще, слово «репутация« сейчас редко употребляют. А это основа! Человек без репутации, только с технократическими умениями и приемами, за собой вести не может. Люди должны верить лидеру. Управленец — этот тот, кто убеждает. Это более эффективно, чем приказ.

Какие личные качества и умения важны для управленцев?

— Смотрите, начнем с очевидного: современный управленец широко и глубоко образованный специалист. Он должен понимать, что такое цифровизация, цифровая экономика, знать суть предмета управления, социологию и социальную психологию управления.

Но есть другой важный аспект: можно быстро подготовить квалифицированных текхнократов, но пренебречь теми качествами, которые называют искусством управления: опытом, нравственностью, мотивацией.

Управленец всегда должен быть моральным авторитетом, носителем нравственных ценностей. Работа управленца не должна ограничиваться стремлением заработать. Нужны моральные стержни, правильная мотивация. Пока мы еще плохо это формируем как в студентах, так и в действующих управленцах.

Почему это сложно сформировать?

— Да вы посмотрите, я думаю, у нас даже у кандидатов в президенты нет таких качеств, ясного понимания будущего страны и ярко выраженных ценностей! А мы хотим, чтобы они были у студентов.

Хотя сегодня есть разные обновления образовательных программ. Кто-то предлагал, чтобы госслужащие присягу принимали. Присягу не знаю, но кодекс чести должен быть. Мы должны уметь более эффективно управлять карьерой. Спросите любого чиновника что будет через год? Он разведет руками.

В 90-х я был в Саппоро, японском городе — побратиме Новосибирска, там беседовал с чиновниками. И они, к моему удивлению, четко мне говорили: через год буду работать вот там-то на такой-то должности. При их продвижении по карьере это происходило скорее по горизонтали.

Бизнесмены довольно активно переходят на госслужбу. Откуда такая тенденция?

— Это процесс действительно довольно активный. Чем больше новой крови, тем лучше. Из бизнеса люди приходят с особой энергией, для системы это позитивно.

С другой стороны, это отражает разбалансированность нашей системы управления. Более логично в рыночной экономике стремиться к бизнесу. Эта самодостаточность подавлена. И это отражает перегруженность России государственными структурами. Государство слишком абсолютизирует свою роль.

В любой другой стране люди редко стремятся на госслужбу. Да и вообще плохо понимают, чем чиновники занимаются.

Конечно, нужно поддерживать тех, кто стремится из бизнеса в управление, но только в том случае, если стремление основано на мотивации проявить себя более широко. Раньше, когда я проводил собеседования, то спрашивал, что человек заканчивал, у каких преподавателей учился. В последнее время я смотрю человеку в глаза и задаю простой вопрос: «Чего ты хочешь? Ради чего ты идешь на госслужбу?» Важно понять, увидеть то, что движет человеком.

Мне мои «погоны» дают возможность принимать решения которые без этих «погон» нельзя принять: позволяют помочь людям так, как без них помочь нельзя. Нужно в работе уметь видеть нравственные ориентиры.

Есть мнение, что в российской системе образования есть некий дисбаланс между теми, кто нужен, и теми, кого готовят.

— Мало математики. Сначала мы в вузах допустили этот дисбаланс, потом и школа потеряла качество преподавания математических предметов.

Раньше все вступительные экзамены содержали математику и физику, был приоритет инженерных и математических специальностей.

Помню, меня просили подписать лицензию на аккредитацию вузу на подготовку юристов, и я спрашивал — откуда вы будете брать преподавателей? Их же не было тогда!

Это все отражается на будущих поколениях, сейчас мало инженеров, нехватка технологов. Понимаете, из математика я сделаю экономиста. А наоборот — нет. Из инженера управленца тоже сделать реально, а вот наоборот — не получится.

У нас гуманитарное образование воспринимается как нечто более легкое. Значит, надо усложнять его. Пусть еще один язык учат или истории больше, — это никому не мешало.

Справка о «Высшей школе государственного управления Сибирского института управления РАНХиГС»

Создана в 2016 году в целях профессионального развития кадров органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах Сибирского федерального округа в рамках единой научно-образовательной системы профессионального развития государственных и муниципальных служащих Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).

В число основных направлений деятельности ВШГУ СИУ-РАНХиГС входят: профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих (обучение по дополнительным профессиональным программам); оценка профессиональных знаний и личностно-профессиональная диагностика государственных и муниципальных служащих; подготовка кадрового резерва для государственных органов и органов местного самоуправления; экспертно-аналитическое и консультационное сопровождение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

ВШГУ СИУ-РАНХиГС приглашает представителей органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также бизнеса и некоммерческих организаций к взаимовыгодному сотрудничеству, направленному на качественную профессиональную подготовку руководителей и специалистов.

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.