Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Мы закрыли уже 2 млрд руб. долгов перед поставщиками

Мы закрыли уже 2 млрд руб. долгов перед поставщиками
На новосибирского ритейлера — компанию «Холидей» — с начала года подано более 260 исков. В конце июля в ООО«Компания Холидей» введена процедура наблюдения.

Владелец компании Николай Скороходов в интервью — о состоянии дел в компании и перспективах выхода из кризиса.

— Еще не так давно РБК включал «Холидей» в ТОП-500 крупнейших компаний России, а по итогам первого полугодия Минфин региона включил «Холидей» в пятерку крупнейших налогоплательщиков. При этом в конце июля арбитражный суд ввел в компании процедуру банкротства. Что происходит с компанией?

— Ситуация вокруг «Холидея» выглядит немного нервно, однако сейчас идут вполне рабочие процессы поиска компромиссов, в которых заинтересованы все стороны. Мы неукоснительно исполняем обязательства перед покупателями, сотрудниками, органами власти. До июля у нас не было просрочек по банковским кредитам. За первое полугодие есть неурегулированные отношения с частью поставщиков, поэтому некоторые банки-кредиторы действуют по протоколу досрочного взыскания задолженности. Сейчас в компании прорабатывают решения, как выйти из этой ситуации мирным путем, с соблюдением интересов кредиторов и сохранением бизнеса.

Отмечу, что кредиты «Холидея» сверхобеспечены, у нас достаточно активов для расчетов со всеми.

Есть детали: большая часть собственности в залоге у банков, и чтобы продать эту недвижимость, нужны согласованные организационные маневры сторон. К тому же, чтобы продать активы по нормальной, рыночной цене, нужно время, это тоже предмет переговоров.

— Раньше покупатели видели, что «Холидей» — это и гипермаркеты, и супермаркеты и дискаунтеры. В прошлом году «Холидей» продает магазины «Ленте».

— Уверен, если бы мы продолжали развиваться во все стороны, компания, скорее всего, уже не выдержала бы конкуренции с федералами и загнулась под тяжестью кредитного портфеля. Дело в том, что глобальные бренды предоставляют федералам гораздо более выгодные условия: разница в цене доходит до 15%. Если бы мы были соперниками, «Холидей» постепенно терял бы покупателей. Три года назад мы уже знали, что от супермаркетов и гипермаркетов нужно отказываться. По состоянию начало года большая часть наших супермаркетов были прибыльными. Перспективу мы видели в уходе к дискаунтерам и активном внедрении собственных торговых марок.

Мы закрыли уже 2 млрд руб. долгов перед поставщиками

Самое важное, что преобразования, которые мы внедрили, оценили те, ради кого все затевалось — покупатели, получившие качественную продуктовую альтернативу по доступным ценам. Обычно в ассортименте супермаркета доля своих марок — 15%. В наших дискаунтерах «Холди» ассортимент состоит на70% именно из private label, товаров собственных торговых марок, а доля известных брендов составляет порядка 15−20%.

— Сколько «своих» марок у «Холидея»?

— Более 80 собственных торговых марок, под которыми продается около 2000 наименований товаров. Мы работаем напрямую с производителями, это дает возможность предложить выгодную цену. Мы вдумчиво контролируем качество: создавая продукт, мы стремимся сделать его лучше аналогичных товаров известных брендов, предлагая покупателям более низкую цену.

— Работа ритейлера с собственными марками отличается от работы с чужими?

— Для многих магазинов собственная торговая марка — это возможность предложить покупателю товар сниженного качества по сниженной цене. Для нас же собственные марки — это основной ассортимент, который представлен во всех категориях товаров. Мы предлагаем уникальные позиции высокого качества по доступным ценам, и многие из них «взрывают» продажи. Яркий пример — марка «Фермер-центр.рф», натуральные продукты по отличной цене. Своих покупателей нашли и другие наши марки: «Живая сила», «Ай да еда», FamilyLife.

Мы закрыли уже 2 млрд руб. долгов перед поставщиками

В наших магазинах есть товары прямого импорта, хорошо зарекомендовавшие себя в странах-производителях. Например, тайваньский чай улун Jastmake, китайская лапша JML, азербайджанские чипсы Hoot. Они нисколько не уступают известным в нашей стране брендам в этой нише, а некоторые даже их превосходят и по качеству, и по цене.

— Что будет с «Холидеем» после серии всех преобразований?

— Активные перемены началась в сентябре 2017 года. Чтобы оптимизировать кредитный портфель, мы выставили на продажу часть магазинов, свободных от залога, сократили высвободившийся персонал, взялись перестраивать отношения с поставщиками, потому что не все партнеры были готовы работать в новом формате.

Осенью прошлого года у нас было 508 магазинов, сейчас работает 340.

27 магазинов мы продали «Ленте», 2 объекта продали частным лицам, остальные закрыли. Из 340 магазинов 7 работают под брендом «Фермер-центр», остальные под брендом «Холди». Скоро планируется открытие двух новых магазинов.

К сожалению, мы не нашли поддержки у банков в переговорах о продлении кредитных линий. Развивая собственные марки, мы брали в пример зарубежные розничные сети, таких, как немецкий ритейлер ALDI, который заполнил полки своей продукцией, отказавшись от известных брендов, и успешен на рынке Европы. Замечу, в российском ритейле мы оказались первопроходцами. Для банков наш подход показался слишком инновационным, то есть, рискованным.

Закрытие магазинов и сокращения предсказуемо сказались на обороте, о чем мы предупреждали кредиторов. В январе 2018 года EBITDA компании ушла в минус на 320 млн руб. Отношение долга к EBITDA сработало как формальный повод, банки потребовали досрочного погашения. Расчет, что в начале года мы вернем средства за счет доходов от продажи магазинов, не оправдался. Начались переговоры с банками, споры с поставщиками, выливающиеся, в том числе, в судебные претензии, зачастую — взаимные.

— Как банкротство компании влияет на отношения с поставщиками?

— Процедуру наблюдения мы оцениваем как возможность прийти к мировому соглашению с кредиторами.

Убежден, что банки не меньше заинтересованы в мирном выходе из ситуации. Процесс урегулирования долгов идет хоть и не публично, но очень активно.

Мы закрыли уже 2 млрд руб. долгов перед поставщиками.

— Говорят, что «Холидей» переводит торговый бизнес на компанию «НСК Холди». Можете это прокомментировать?

— Мы вывели операционный бизнес за периметр ООО «Компания Холидей». Это распространенная практика, когда в рамках группы компаний одни ведут операционный бизнес, а другие являются держателями активов, прежде всего — недвижимости. Чтобы избежать кривотолков, хочу внести ясность — все наши обязательства сохраняются в полном объеме. Как и «Холидей» «НСК Холди» будет исполнять обязательства по аренде, зарплате, налогам, а текущие обязательства перед поставщиками.

— По долгам кто будет рассчитываться?

— Кредитные обязательства остаются на «Холидее», как на владельце активов, гарантирующих интересы кредиторов. Подчеркну, что мы планируем рассчитаться со всеми поставщиками.

Мы будем рады восстановить отношения и продолжать работу, в том числе, с теми поставщиками, с которыми мы сейчас находимся в судах.

Стоимость активов «Компании Холидей» по внешней оценке значительно превышает объем всех непогашенных обязательств. В собственности почти 300 тыс кв. метров площадей. Их стоимость, по нашей оценке, 13-15 млрд руб.

Компания готова рассчитываться по долгам, даже в навязанном нам досрочном режиме. Однако мы хотим избежать злоупотреблений со стороны особо агрессивных и нетерпеливых кредиторов. Сегодня компании нужно лишь время, терпение и готовность к диалогу всех сторон, чтобы разрешить противоречия.

Финансовые показатели нашей новой стратегии говорят, что выбранный путь приносит запланированный результат. Время показало, что выбранная нами модель розничного бизнеса успешна. Несмотря на суды, магазины «Холди» встречают людей заполненными полками. У нас работает 6500 человек. Поставщики, с которыми мы продолжаем работать, фиксируют устойчивый спрос в магазинах сети. Покупатели поверили в наши бренды. Уже в мае в мае EBITDA снова пошла в рост, увеличившись до 40 млн руб.